Интересные археологические находки последних лет: складень, энколпион, иконка – медальон

Иконка-медальон. Конец XIII — начало XIV веков

Как гласит самая ранняя, из дошедших до нас, древнерусская летопись «Повесть временных лет», «в 6496 году от сотворения мира (988 год от Рождества Христова) киевский князь Владимир принял решение креститься и окрестить всё древнерусское население». Принятие христианства князем Владимиром стало рассветом истории земли русской и на столетия вперёд определило судьбу славянских народов, вышедших из единой крещенской купели.

Находки последних лет, переданные местными археологами в фонды Балашовского краеведческого музея, ещё раз подтверждают существование православного населения на территории Прихопёрья уже с конца XII века. Согласно древнерусским летописям и церковным актам XIII-XIV в.в., междуречье Среднего Дона и Хопра называли Червлёным Яром.  Судя по письменным источникам, древнерусское православное население появилось на территории Прихопёрья на рубеже XII–XIII веков и просуществовало до последней четверти XV века. Об этом свидетельствуют небольшие по площади поселения, расположенные по берегам рек и озёр: Духовое, Репное, Алмазово I-II, Рассказань VII, Шапкино I-II и, конечно же, городище у села Никольевка. Среди музейных экспонатов особый интерес представляет самодельная монетовидная иконка в виде медальона из оловянистой бронзы с изображением Святого Николая Угодника кон. XIII-нач.XIV в.в. Она указывает на православную принадлежность поселенцев и обнаружена была на городище у с. Никольевка. Само городище, судя по масштабам и обилию находок, является довольно крупным производственным и административным центром с прилегающей сельской округой. Большую часть новых поступлений составляют православные нательные крестики, обнаруженные на территории Балашовского района. Самые ранние из них датируются XIII веком. Уникальной находкой стал бронзовый энколпион (крест-мощевик) XIII века, обнаруженный у с. Большой Карай в Романовском районе. Слово «энколпион» имеет греческое происхождение, в переводе означает «на груди», «за пазухой». Именно он был предшественником наперсного креста (т.е. носимого на груди, «на персях»). Это очень редкая находка, т.к. являлась важной и дорогой вещью, которую получали архиереи при посвящении в сан. Энколпионы редко встречаются в захоронениях, поэтому находка и вызывает много вопросов и споров о том, каким образом она могла оказаться в том или ином месте обнаружения. Складень  «Семь спящих юношей эфесских» XIV в. был обнаружен на поселении Духовое Балашовского района. В центре складня изображение Святого Николая Чудотворца в окружении семи христианских мучеников, заживо замурованных, согласно преданию, в пещере и проспавших там несколько веков. С XV века письменные сообщения о Червлёном Яре исчезают. Это была первая миграция русского населения в Прихопёрье, которая заложила основы и пути повторного освоения нашего края во второй половине XVII века.           Со второй половины XVI начале XVII века на территории Прихоперья появляется временное сезонное население – это самые предприимчивые русские и мордовские крестьяне, промысловики охотники, рыболовы и особенно бортники, получившие за оброк право пользоваться богатыми нетронутыми земельными и лесными угодьями по рекам Хопёр и Медведица. Позже на обозначенной территории появляются первые хутора. Среди обнаруженных вещей данного периода имеются нательные крестики первой пол. XVIII в. Материалы из архивных документов показывают, что уже к первой половине XVIII века на территории края было около 30 населённых пунктов, в том числе 4 в пределах современного Балашовского района, но, судя по находкам последних лет, их было значительно больше. Национальный состав будущего Балашовского района был довольно пёстрым – русские, мордва, украинцы, мещера. Наиболее многочисленными были русские и мордва, впоследствии обрусевшие и перенявшие православную веру. Ещё одной интересной находкой является иконка-образок Святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского XIX века, обнаруженная в Балашовском районе у с. Лесное.  Уникальные археологические артефакты, поступившие в последние годы в фонды Балашовского краеведческого музея, проливают свет на древнейшую историю нашей малой родины.

Научный сотрудник МУ «Балашовский краеведческий музей» И.Н. Степанюк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *