Как гласит самая ранняя, из дошедших до нас, древнерусская летопись «Повесть временных лет», «в 6496 году от сотворения мира (988 год от Рождества Христова) киевский князь Владимир принял решение креститься и окрестить всё древнерусское население». Принятие христианства князем Владимиром стало рассветом истории земли русской и на столетия вперёд определило судьбу славянских народов, вышедших из единой крещенской купели.
Находки последних лет, переданные местными археологами в фонды Балашовского краеведческого музея, ещё раз подтверждают существование православного населения на территории Прихопёрья уже с конца XII века. Согласно древнерусским летописям и церковным актам XIII-XIV в.в., междуречье Среднего Дона и Хопра называли Червлёным Яром. Судя по письменным источникам, древнерусское православное население появилось на территории Прихопёрья на рубеже XII–XIII веков и просуществовало до последней четверти XV века. Об этом свидетельствуют небольшие по площади поселения, расположенные по берегам рек и озёр: Духовое, Репное, Алмазово I-II, Рассказань VII, Шапкино I-II и, конечно же, городище у села Никольевка. Среди музейных экспонатов особый интерес представляет самодельная монетовидная иконка в виде медальона из оловянистой бронзы с изображением Святого Николая Угодника кон. XIII-нач.XIV в.в. Она указывает на православную принадлежность поселенцев и обнаружена была на городище у с. Никольевка. Само городище, судя по масштабам и обилию находок, является довольно крупным производственным и административным центром с прилегающей сельской округой. Большую часть новых поступлений составляют православные нательные крестики, обнаруженные на территории Балашовского района. Самые ранние из них датируются XIII веком. Уникальной находкой стал бронзовый энколпион (крест-мощевик) XIII века, обнаруженный у с. Большой Карай в Романовском районе. Слово «энколпион» имеет греческое происхождение, в переводе означает «на груди», «за пазухой». Именно он был предшественником наперсного креста (т.е. носимого на груди, «на персях»). Это очень редкая находка, т.к. являлась важной и дорогой вещью, которую получали архиереи при посвящении в сан. Энколпионы редко встречаются в захоронениях, поэтому находка и вызывает много вопросов и споров о том, каким образом она могла оказаться в том или ином месте обнаружения. Складень «Семь спящих юношей эфесских» XIV в. был обнаружен на поселении Духовое Балашовского района. В центре складня изображение Святого Николая Чудотворца в окружении семи христианских мучеников, заживо замурованных, согласно преданию, в пещере и проспавших там несколько веков. С XV века письменные сообщения о Червлёном Яре исчезают. Это была первая миграция русского населения в Прихопёрье, которая заложила основы и пути повторного освоения нашего края во второй половине XVII века. Со второй половины XVI начале XVII века на территории Прихоперья появляется временное сезонное население – это самые предприимчивые русские и мордовские крестьяне, промысловики охотники, рыболовы и особенно бортники, получившие за оброк право пользоваться богатыми нетронутыми земельными и лесными угодьями по рекам Хопёр и Медведица. Позже на обозначенной территории появляются первые хутора. Среди обнаруженных вещей данного периода имеются нательные крестики первой пол. XVIII в. Материалы из архивных документов показывают, что уже к первой половине XVIII века на территории края было около 30 населённых пунктов, в том числе 4 в пределах современного Балашовского района, но, судя по находкам последних лет, их было значительно больше. Национальный состав будущего Балашовского района был довольно пёстрым – русские, мордва, украинцы, мещера. Наиболее многочисленными были русские и мордва, впоследствии обрусевшие и перенявшие православную веру. Ещё одной интересной находкой является иконка-образок Святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского XIX века, обнаруженная в Балашовском районе у с. Лесное. Уникальные археологические артефакты, поступившие в последние годы в фонды Балашовского краеведческого музея, проливают свет на древнейшую историю нашей малой родины.
Научный сотрудник МУ «Балашовский краеведческий музей» И.Н. Степанюк