Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, честные инокини, боголюбивые миряне, братья и сестры! Наступают светлые дни, когда мы с ликованием сердец празднуем спасительное событие мировой истории – Рождество Христово. Святое Евангелие раскрывает нам трогательные и исполненные глубочайшего богословского смысла образы, повествующие о Боговоплощении, пришествии в мир Сына Божия. Размышляя об этой непостижимой и великой тайне, преподобный Ефрем Сирин писал: «Неизреченно рождение Твое, Господи, никаким языком не может быть сказано; недомыслимо оно для Вышних Ангелов, превыше всякой мудрости, <…> неописуемо, неумопредставляемо»!
«Сего ради Бог на землю сниде, да нас на Небеса возведет». В этих словах церковного песнопения указана цель, для которой пришел на землю во плоти Бог Слово, – чтобы человека, созданного для Неба, но падшего и умерщвленного грехом, порабощенного земными страстями, снова возвести на Небо.
Времена, в которые мы живем, поистине трудны. Мы сознаем всю ответственность момента, в котором пребывает мир, и серьезность проблем, стоящих перед нашей Родиной. Но мы также ощущаем и пастырскую ответственность и желаем с помощью Божией оказаться выше обстоятельств, исполняя свой долг.
Да, нам суждено жить на сложном этапе истории. И каждый из нас по-своему переживает сердцем тяготы и горести мира сего, тревожится за себя, за будущее, за близких, за дальних. И порой, когда душа мятется, мы кричим в небо: где же Бог, почему Он молчит?
В рождественскую ночь соборный голос Церкви возвещает всей полноте человечества, что Бог с нами. Он не молчит: по мысли преподобного Ефрема Сирина, Великое Молчание обратило к нам Слово — и Слово стало плотью (Ин. 1:14). Как сказано в одной древней молитве, Господь «не терпел зрети от дьявола мучима рода человеча». Бог не стал безразлично смотреть на то, как грех и смерть, которых Он не создавал, искажают красоту мира. Он приходит в мир, рождается от Девы в Вифлееме, чтобы освободить людей от власти ада, «присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем» (святитель Афанасий Великий).
Где же теперь, после чудесного Рождества в Вифлеемской пещере, рождается Христос? На это отвечает нам Святая Церковь словами святителя Иоанна Златоуста: «Господи, как Ты соизволил возлечь в пещере и в яслях бессловесных скотов, войди также и в ясли моей неразумной души». Сердце человеческое, немощное, греховное, но жаждущее спасения, – вот те новые ясли, в которых возлегает Христос, как только кающаяся душа воззовёт к Нему. Всё существо человеческое – вот тот новый Вифлеем, в который направляет стопы Царь Царствующих, Господь наш Иисус Христос, чтобы, «пройдя во уды и во вся составы» человеческой оскверненной плоти, очистить, освятить «душу и тело, ум и сердце, чревеса и утробы» и даровать вечное спасение.
Рождественское торжество никого не оставляет равнодушным, охватывая весь мир. В этот день, как говорил священномученик Фаддей (Успенский), даже «охолодевшие души оттаивают, всё омертвевшее в них как будто чувствует прикосновение» воплотившегося Бога. Благодать Родившегося Христа имеет силу всепобеждающую, ибо открывает перед человечеством путь ко спасению и стяжанию вечности в Царствии Небесном.
Христос отдает нам всего Себя, Свою жизнь, Свою крестную смерть и Свое тридневное Воскресение. Он с нами навечно, а будем ли мы с Ним — это зависит от нашего свободного решения! Если это решение принято, если в нас живет стремление побеждать зло в себе и творить добро, то Господь озарит Своим немеркнущим светом пещерные своды наших душ. Перед нами простирается удивительный путь: принести в дар Богомладенцу золото и смирну — нашу жизнь и верность Евангельским заповедям до смерти, вместе с ладаном богослужения, ладаном Литургии, возводящей нас от земли к Небесам.
Вдали от шумных столиц и блестящих дворцов, на краю скромного Вифлеема, в укрытии для овец родился от Пречистой Девы Марии Иисус, Сын Божий. Рождаясь, Вездесущий Бог бережно воспринял человеческую природу и дал возможность нашей быстротечной жизни влиться в Жизнь Вечную.
Волхвов к яслям Христа-Младенца привела Вифлеемская звезда, пастухам заветную дорогу указали Ангелы. А наша действительность устроена так, что человека к Богу приводит человек. Для этого совсем не обязательно иметь особые познания: иногда достаточно вовремя обнять ближнего, чтобы поделиться с ним радостью о Родившемся Спасителе. Служение ближним, тем, кому нужна наша забота – вот что должно наполнять эти святые дни.
Праздник Рождества Христова приносит нам всегда какое-то особенное, сокровенное, личное чувство радости и надежды. Чувство, что каким-то необъяснимым и непостижимым образом каждый из нас не забыт и любим. Любим такой любовью, что становится близким и возможным самое большое чудо новой жизни во Христе, которая начинается еще здесь, на земле, и продолжается в блаженной вечности.
Да будут сердца наши открыты навстречу щедро изливаемой благодати. И пусть поселятся в них вера, мир и доброта. Пусть чувство благодарности наполняет наши сердца.
Сердечно благодарю всех вас, дорогие братья и сёстры, за жертвенные и плодотворные труды в минувшем году, желаю помощи от Родившегося Господа в вашем служении Святой Церкви и поздравляю со светлым праздником Рождества Христова и Новолетием!
Благословение и милость Богомладенца Христа да пребудут со всеми вами!
Преосвященный Тарасий, Божией милостию епископ Балашовский и Ртищевский
г. Балашов, 2023/24 г.