Образ коня в обереговой символике древнерусского населения Прихопёрья

            На протяжении тысячелетий в копилку народной мудрости собирались самые значимые символы, знаки и образы. Они отражались в фольклоре (мифах, легендах, сказках) и в традиционном укладе жизни наших предков.

         Большой комплекс находок последних нескольких лет, переданных местными археологами в фонды Балашовского краеведческого музея, относится к эпохе Древней  Руси. Согласно древнерусским летописям и церковным актам XIII-XIV вв., междуречье Среднего Дона и Хопра называли Червлёным Яром. Судя по письменным источникам, древнерусское население появилось на территории Прихоперья на рубеже XII – XIII веков и просуществовали до последней четверти XV века.   Среди найденных в наших краях артефактов особый интерес представляет бронзовый гребень с навершием в виде двух голов коньков (подобные находки встречаются в Новгороде). Гребень датируется концом XIII – началом XIV веков. Возможно, он выполнял функцию оберега подвески. Есть еще и два фрагмента аналогичных гребней: гребни изогнутой формы, верх оформлен в виде голов коньков, середина – фигурные прорези, низ ограничен лопастью и прорезями; поверхность украшена штампованным циркульным орнаментом. Они были обнаружены у с. Никольевка.

Наши предки верили, что расчесывая волосы гребнем, они привлекают к себе удачу и здоровье. Для усиления магического действия гребня, на поверхность наносили изображение конька или две волнистые линии (водный знак) – для ограждения от всякой беды. Поэтому неслучайно частое упоминание гребня в сказках, где он выполняет функцию волшебного помощника. Наиболее распространенный образ в декоре зооморфных гребней – это, конечно же, конь. Этот символ по праву считается одним из самых древних не только в древнерусской, но и в более ранней славянской культуре (он встречается в огромном количестве загадок, пословиц и поговорок), и других культурах. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки (в том числе захоронения с лошадьми). Безусловно, с появлением и развитием пашенного земледелия роль коня ещё более возросла.

В большинстве случаях зооморфные существа на гребнях и других украшениях обращены в противоположные стороны, как на наших музейных гребнях-подвесках. Сюжет именно парноголовых коней сохранился в русском народном искусстве не только в оформлении металлических зооморфных гребней, но и в резьбе по дереву, росписи, вышивке вплоть до XIX века. На Руси любили украшать коньками детские люльки, резные ковши, кровли домов.  Обережной силой обладали так же конская упряжь и подкова (и в наше время можно увидеть подковы «на счастье» над дверями домов). Ученые относят гребни из тонкой бронзы с двумя конскими головками, направленными в разные стороны, к украшениям фино-угорского населения.

К фино-уграм – как известно – относится и мордва, которая составляла значительную часть коренного населения Прихоперья. Таким образом, найденные местными археологами артефакты являются очень показательными и составляют важную часть коллекции Балашовского краеведческого музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *