Народный русский костюм Балашовского уезда

Русский народный костюм – очень обширная и богатая тема. Разнообразие народной одежды в России было велико; иногда отличия в костюмах наблюдались даже у жителей соседних сёл. Женский и мужской костюмы отличались не только фасоном и набором предметов. Женский костюм был более традиционным, сложным и многокомпонентным, особенно если это была праздничная одежда. Именно по женской одежде этнографы различают типы костюмов той или иной местности.

Мужская одежда была более простой и однообразной, и вместе с тем более удобной для физической работы, нежели женская.

Все многообразие русских народных костюмов обычно сводят к двум основным типам в зависимости от того, что носили женщины данной местности поверх рубахи: понёву или сарафан. Понёва является более древней, она появилась еще в эпоху Киевской Руси или даже раньше. Этот предмет одежды представляет собой два или три прямоугольника ткани (обычно в крупную клетку или полоску), соединенные одним поясом и повязывавшиеся вокруг талии поверх рубахи. Со временем отдельные части поневы стали сшивать между собой, так что она превратилась в цельное полотнище, распашное спереди. Известны также поневы, у которых части сшиты вместе полностью, так что такая понева почти не отличается по виду от юбки.

Понёвный комплекс женской одежды более всего был распространен в южных губерниях России, сарафанный – в северных. В XVIIIXIX вв. сарафан становился все более популярным и проникал на юг, постепенно вытесняя понёву. Также в XIX веке стала активно распространяться  разновидность народного костюма, состоящая из кофты и юбки, надеваемых поверх рубахи. Эта одежда появилась под влиянием городской моды.

Что касается Балашовского уезда, то здесь не сложилось какого-либо особого местного типа русского народного костюма. Связано это с тем, что наш край в XVIXVIII веках заселялся представителями разных народов: это были русские из разных губерний России (Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Московской и др.), украинцы, мордва, чуваши, мещера… В своей книге «Хозяйственное описание Балашовского уезда Саратовской губернии» (1855) А. Никольский пишет: «Обширность уезда и разноплеменность населения почти не являет местно-исключительных различий в народной одежде. В одежде же женского пола представляется много разновидностей формы, общее у всех лишь одно: длинная рубаха льняного или посконного холста, с рукавами, вытканными красною бумагою; всем же прочим платьем различаются не только мордва и малороссы, но даже и великорусские, удерживая некоторые особенности разных губерний». Далее автор сообщает, что наибольшие отличия проявлялись в головных уборах: одни женщины носили кички с рожками кверху, другие – головные уборы «наклонники» с широким дном и рожками, обращенными назад; а третьи просто повязывали голову платком. Поверх рубахи большинство женщин и девушек надевали сарафаны из синего холста, поверх – запон (фартук), подпоясывались длинным поясом с кистями. Реже можно было увидеть костюм с поневами или полосатыми юбками; в основном так одевались женщины и девушки из Малороссии.

В некоторых волостях уезда преобладал костюм из кофты-корсетки с юбкой. Его элементы имеются в фондах нашего музея, а также Саратовского областного музея краеведения. Такая одежда становилась всё более распространенной у нас к концу XIX – началу ХХ в.

В фондах музея хранятся женские рубахи конца XIX – первой трети ХХ в. В большинстве случаев они украшены вышивкой с преобладанием русских или украинских мотивов. Есть узоры, вышитые сплошь черными нитями: такое оформление одежды характерно для переселенцев из Воронежского и Белгородского края.

Некоторые рубахи шились из двух видов ткани: верхняя часть из более красивой покупной, а нижняя, которую при носке не было видно под юбкой, – из грубого домотканого холста.

Посетители нашего музея могут увидеть в его экспозиции женскую клетчатую понёву. Но нужно отметить, что понёвный комплекс одежды в Балашовском уезде и Саратовской губернии в целом встречался довольно редко.

Поверх понёвы, сарафана или юбки женщины часто надевали фартуки (они же передники, занавески, за́поны) с нагрудниками или без них. В фондах Балашовского музея хранятся передники, украшенные богатой разноцветной вышивкой и вставками узорного ткачества. На многих изображены мордовские народные орнаменты.

Необычно оформление фартуков из сел бывшей Романовской волости Балашовского уезда: большинство из них сшиты почти целиком из ярких многоцветных шерстяных полотнищ. В отличие от большинства домотканых полотен, эта ткань относительно тонкая и практически гладкая. Ее нити высокого качества, переплетены ровно, с равномерным натяжением. В результате у полотна отсутствует характерная для большинства шерстяных домотканей шероховатость. При первом взгляде даже возникает ощущение, что это ткань фабричного производства. Изображен на ней сложный многоцветный геометрический узор: на красном фоне белые, оранжевые, черные, зеленые и синие четкие линии складываются в широкие полосы разнообразных орнаментов. Такие фартуки обнаружены в Саратовской области только на территории Романовского района. В их узорах также прослеживаются мордовские народные мотивы.

О костюме той или иной территории говорят, в первую очередь выделяя женский костюм, а мужскому, ввиду его относительного однообразия, уделяется мало внимания. Исправим этот недочет.

А. Никольский пишет: «Крестьянская одежда мужчины однообразна во всем уезде. К нижнему платью принадлежат обыкновенная длинная рубаха и портки грубого льняного или посконного холста. Верхнее платье составляют: зимою шапка или малахай, с наушниками, употребляемый более для дорог, и нагольный полушубок и тулуп из овчин; полушубок подпоясывается кушаком, тулуп надевается поверх него нараспашку; а поверх портов – суконные штаны. Обувь: суконные онучи и лапти; на руках – голицы с варьгами (т. е. с варежками. – Прим. авт.)». Про летнюю одежду Никольский пишет, что крестьяне носили обыкновенные шляпы, коротайки и длинные халаты из домашнего серого или бурого сукна, а также посконные онучи и лапти. Зажиточные крестьяне, в том числе из торговых селений, летом носили вместо лаптей сапоги, а зимой – валенки.

В этом перечне мужской одежды, как видим, присутствует обязательный элемент русского костюма – рубаха. Это рубаха-косоворотка, которую в то время носили русские повсеместно в Саратовской губернии и во всей России. В фондах Балашовского краеведческого музеятоже хранятся мужские рубахи конца XIX – первой половины ХХ века; большая часть из них – косоворотки.

Этот тип рубах появился в русском костюме около XV века. Более ранние мужские рубахи имели разрез ворота посередине груди. Есть разные версии о причинах возникновения косоворотки: например, что из ворота такой рубахи не выпадает нательный крестик во время работы. Кроме того, косоворотка лучше защищает грудь от холода по сравнению с теми рубахами, где разрез находится посередине.

Косоворотки носили и крестьяне, и жители города; и в праздник, и повседневно; и бедные, и богатые. Рубахи состоятельных людей шились из более дорогих фабричных тканей.

Теперь обратимся к музейным экземплярам.

По большей части они сшиты из льняного холста, особенно это касается экспонатов конца XIX – начала ХХ в. Однако встречаются и другие виды ткани: атлас, кашемир, поплин, шелковый репс.

Все рубахи сшиты на машинке, вручную выполнена только украшающая их вышивка. Цвет вышивки у более ранних рубах черный либо черно-красный, иногда белый; чем ближе к середине ХХ в., тем большее разнообразие цветов наблюдается, включая сочетание в одном изделии синих, желтых, зеленых, красных, вишневых и других нитей. Преобладание на ранних экземплярах черных узоров, возможно, объясняется влиянием воронежского народного костюма, где вышивка, как правило, черная.

Преобладающий крой рубах прямой: одно полотнище ткани спереди, одно сзади. Воротник – стойка, переходящий в планку. Рукава обычно широкие, в том числе у запястья, что характерно для русского костюма. Есть рубахи с ластовицами – вставками под мышкой. Встречаются рубахи на кокетке (этот крой получил распространение в конце 19 в.), среди них имеются экземпляры со сборками у горловины и на груди.

Есть рубахи с зауженными к запястью рукавами, с обшлагами; некоторые – не косоворотки, а с разрезом ворота посередине груди. Такие особенности характерны для украинских рубах. Поскольку в Балашовском крае селилось много выходцев из Украины, некоторые черты их костюма заимствовало и русское население.

Если после установления Советской власти женский народный костюм довольно быстро вышел из обихода, уступив место более удобной одежде, то мужские рубахи народного типа шились и использовались еще в 30-50-е годы ХХ века.

Рубахи подпоясывали вязаными поясами или кушаками, которые ткали из цветных нитей (с преобладанием красного цвета), иногда дополнительно украшая вышивкой. Концы кушаков часто оформляли бахромой.

Ткани и народная одежда в фондах Балашовского краеведческого музея является частью этнографической коллекции – одной из наиболее интересных и богатых. Эти экспонаты многое рассказывают нам о жизни Балашовского края более ста лет назад.

М. Карамышева, научный сотрудник Балашовского краеведческого музея

Иллюстрации:

  1. Женская одежда начала ХХ в. из фондов БКМ: рубаха, клетчатая юбка, передник.
  2. Женская одежда начала ХХ в.: рубаха, понёва, передник.
  3. Праздничный передник из села Усть-Щербедино Романовского района, конец XIX – начало ХХ в.
  4. Мужская рубаха начала ХХ в. из села Табуновка, находившегося на территории нынешнего Новопокровского района.
  5. Косоворотка 30-40-х гг. ХХ века, г. Балашов.
  6. Элементы мужского костюма: свадебная кашемировая рубаха первой трети ХХ в. (с. Бобылевка) и кушак начала ХХ в.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *