Козулина Мария Вячеславовна, преподаватель центра подготовки к ЕГЭ и вступительным испытаниям ПИУим. П.А. Столыпина (г. Саратов)
В 1924 году «начала своё самостоятельное существование» Саратовская ассоциация пролетарских писателей (1,2). К ноябрю 1927 САПП имела «правда, ещё не достаточно окрепшие» отделения в Сердобске, Вольске и Петровске, планировала открыть отделение в Аткарске (2,3). В марте 1928 г. состоялась Первая Поволжская конференция пролетарских писателей (4). В Балашове в 1928 году регулярно выходила литературная страница в «Борьбе», редакция была «завалена стихами» (5), но отделения АПП, а до августа 1928 г. и литературной организации, в городе не было.
В июле 1928 г. прибывшим на каникулы студентам было предложено зарегистрироваться в типографии «Борьбы» для временной работы в газете (6). Литературная жизнь Балашова заметно оживилась. А 6 августа 1928 г. с помощью студентов (Моисея Дупленко, Ал. Косякина, К. Федина) было создано литературное объединение местных поэтов и писателей (7,8).
10 сентября 1928 г. состоялось собрание лито, целиком посвящённое организационным вопросам, одним из которых стал вопрос о создании литературной группы и вхождении в АПП: «В Балашове, в окружном центре, должна быть какая-нибудь литературная группа, ибо такая группа, даже отделение Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей и поэтов имеется даже в Сердобске, этом теперь районном центре». Было решено, что «нет никакого смысла … сейчас же вливаться в ассоциации писателей и поэтов, ибо … в Балашове ещё нет выявленных писателей и поэтов» (9). Однако «3 русла, по которым должна была протекать вся деятельность … литературной организации… – … учёба, творчество и самокритика» совпадали с «тремя моментами», которые включала в себя работа пролетписателя: «творческий, студийный (учёба), а за ними, как элемент сравнения одного с другим и проверки, идёт самокритика» (из доклада Анны Караваевой на Первой Поволжской конференции пролетарских писателей). (4)
Впоследствии лито было реорганизовано в БАПП, но, когда это произошло, пока не установлено. В материале, опубликованном в «Молодом ленинце» 10 ноября 1929 г., говорится: «В г. Балашове ровно год тому назад организовалась ассоциация пролетарских писателей (БАПП)» (10). Заметка написана человеком, знакомым с деятельностью БАПП изнутри, и, вероятней всего, является присланным из Балашова письмом. Однако его автор мог иметь в виду организационное собрание лито, на котором было выбрано бюро и намечен план работы. Ячейка БАПП на основе лито могла быть организована позже. Подтверждение этому есть в статье Л. А. Васильевой «Литературная жизнь Балашова на страницах газеты «Борьба» 1928 – 1929 гг.» : «С начала 1929 г. Балашовская литорганизация была реорганизована в Балашовскую ассоциацию пролетарских писателей (БАПП), которая рассчитывала расширить и углубить работу в смысле массового вовлечения в свои ряды рабочего молодняка»(8).
Впервые балашовская ячейка АПП упоминается в публикациях в «Поволжской правде», посвящённых первому краевому съезду пролетарских писателей (11). На съезде, состоявшемся в Саратове 4-5 февраля 1929 г., присутствовали делегаты Балашовской ассоциации (12)
Но, несмотря на это, БАПП могла существовать только на бумаге. В «Борьбе» за первое полугодие 1929 г. отсутствуют упоминания о деятельности местной ячейки пролетписателей, зато имеются объявления о собраниях литкружка, проходивших в здании центральной библиотеки (13). С другой стороны, это не исключает существования балашовской ячейки АПП: кружки занимались литературной учебой под руководством ассоциации или самостоятельно: «Специально-литературная учёба на местах поставлена слабо. Большинство ассоциаций проводят её бессистемно, случайно. Это сказывается на руководстве кружками. Будучи бедны критическими силами, ассоциации не могут охватить всей сети кружков» (14).
15 июня 1929 г. в «Борьбе» было напечатано извещение о предстоящем очередном собрании Балашовской АПП, причём повестка дня совпадала с повесткой дня собрания литкружка, которое должно было состояться 3 июня 1929 г: доклад А.Ф. Глаголева о приёмах стихосложения и разное. Через неделю прошло очередное заседание БАПП, на этот раз обсуждали материалы для выпуска литературной страницы в «Борьбе»: «на выбор – довольно много стихотворений, хотя в большинстве слабых, и очень скудно насчёт повестей, рассказов и очерков». Остановились на очерке Киселёва «За новую жизнь» – первом опыте начинающего автора, так как лучших рассказов не было, стихотворениях Михаила Саврасова «Идём» (о гражданской войне) и Анатолия Кувшинова «Девушке». Особое внимание было уделено стихотворению Анатолия Нареченского (один из псевдонимов Анатолия Вандышева) «Строим»: «В сравнении с произведениями прошлого года – это большой шаг вперёд. Есть погрешности – в неудачном сочетании слов, в употреблении штампованных выражений, но в общем – стихотворение хорошее. Напрасно лишь автор выпячивает своё «я», радость стройки какая-то слишком индивидуальная радость, коллективизм где-то на задворках». Как и на собраниях лито, несколько часов «бурливо спорили» и «не заметили, как время пролетело». Заметка о прошедшем заседании заканчивалась оптимистически: «Литературная страница будет. Готовится материал к выпуску журнала. Балашовская ассоциация пролетарских писателей идёт вперёд»(15). И действительно, деятельность ассоциации заметно оживилась: на заседаниях обсуждали материал для журнала, принимали в ассоциацию новых членов, в рубрике «Почтовый ящик» газеты «Борьба» отвечали начинающим авторам, предлагая присылать стихотворения в БАПП для просмотра, 20 июля ассоциация пролетписателей совместно с редакцией «Борьбы» провела вечер Чехова «в связи с 25-летием со дня смерти писателя» (16). С августа информация о деятельности ячейки АПП стала появляться реже: на 30 августа было назначено заседание бюро БАПП, на 2 сентября и 7 октября – собрания членов БАПП, особо приглашались рабочие с производства (17).
10 ноября 1929 г. в краевой газете «Молодой ленинец» появилась заметка, призывающая «распустить бюро БАПП, укрепить пролетарское ядро организации, усилить внимание и руководство БАПП со стороны партийно-комсомольских организаций». Из неё становится ясно, что план работы, намеченный на собрании, не был выполнен: «хотели выпускать свой журнал, литстраничку в газете «Борьба», устроить ряд литературных вечеров и ничего не сделали». Автор сообщал, что балашовская ассоциация не вербует в свои ряды «рабочий писательский молодняк и не пользуется авторитетом»; ссылаясь на случай с начинающим писателем Буланцевым, жаловался на то, что «на собрании при читке произведений новичков встречают с гиком и смехом» (10). В том же номере была напечатана статья, обвинявшая бюро саратовской и краевой ассоциации в «беспомощности», нежелании осуществлять руководство кружками, привлекать пролетарские кадры, в ней же сообщалось о развале ряда местных ассоциаций, в том числе балашовской (18).
Однако организация хотя и находилась в кризисе, но не прекратила существования. «Существующая и существовавшая балашовская ассоциация пролетарских писателей явно не справилась с своей ролью, оторвавшись от рабочих масс, выпала из внимания советской общественности, замкнулась в узком кругу немногочисленных членов, не сумев развернуть и среди них сколь-нибудь серьёзной воспитательной работы» – так характеризовал П.А. Бугаенко состояние БАПП в начале 1930 г. (19) В апреле 1930 г. газета «Борьба» предприняла очередную попытку создания литературной группы и объединения литературных сил Балашова. На организованный с этой целью вечер приглашались все пишущие стихи, рассказы и очерки, особо – рабочие с производства, членам БАПП предлагалось «прибыть обязательно». (20) 19 апреля 1930 г. «Поволжская правда» напечатала информацию о создании в Балашове ассоциации пролетарских писателей (21). Фактически же была создана литературная группа с целью укрепления БАПП. В статье, опубликованной в «Борьбе» под рубрикой «Уголок БАПП», сообщалась что после укрепления ассоциации группа «будет работать и на правах литературного кружка», а её «первоочередными задачами» стали «объединение всех литературных сил г. Балашова» на платформе АПП, их литературно-творческая учёба, работа «по воспитанию масс трудящихся». Было намечено провести в ближайшее время на предприятиях и в учреждениях литературные вечера с докладами «Литература и задачи социалистического строительства» (19). Больше никаких сообщений о деятельности БАПП не обнаружено.
В апреле 1931 г. в Саратове планировалось проведение краевой конференции Н.-В.АПП, по постановлению бюро была утверждена развёрстка мест на конференцию. Балашов должен был прислать одного делегата, однако это не подтверждает существование местной ячейки АПП: из районов, где нет ассоциации, на съезд направляли «товарищей, связанных с пролетлитературой и способных возглавить пролетлитературное движение в районе».(22) В июне 1931 г. в Нижне-Волжском крае создаётся отделение РОПКП (организации пролетарско-колхозных писателей) (23). В июле того же года Редиздат Книгоцентра совместно с Н.-В. АПП принимают решение о создании «из ударников-колхозников устойчивого коллектива пролетписателей, опорным пунктом которого должна стать райгазета». В связи с этим «Борьба» организует «инициативное ядро по созданию литгруппы», «которая затем должна стать филиалом Край АПП». Задача создаваемого литколлектива – художественное освещение «жизни, быта и стройки деревни, переводимой на социалистические рельсы» (24). Кроме того, для исполнения решения ЦК партии и ВЦСПС о призыве ударников в литературу в районе планировалось создать сеть литкружков, «привлечь в это дело педагогов города и деревни» (25). В Балашовском районе был организован литературный кружок, «который первое время принялся за работу, но, не имея должной поддержки со стороны партийных и профсоюзных организаций, прекратил свою работу» (26).
Таким образом, попытки наладить работу БАПП в 1929 – 1931 г. каждый раз заканчивались неудачей. Это объясняется рядом причин. Ассоциации не оказывалась поддержка со стороны партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. САПП не уделяла внимания работе с местными ячейками. В 1929 г. Саратовская организация из-за бездействия бюро и разногласий, возникших между её членами, сама оказалась «в тупике». В 1930 и в 1931 г. (после привлечения в ассоциацию преподавателей вузов – Друзина, Машбиц-Верова, Пехтелева) активность АПП возросла, но это никак не отразилось на положении балашовского отделения.
Не было в Балашове и местных кадров, способных заняться организационной работой: саратовские пролетписатели, как правило, возобновляли работу осенью после летнего перерыва, в Балашове же литературная жизнь оживлялась в летние месяцы, когда приезжали на каникулы студенты, а с их отъездом постепенно замирала. Директор местного педтехникума П.А. Бугаенко, писавший в апреле 1930 г. о работе БАПП, не имел возможности участвовать в организации работы группы пролетарских писателей: в 1930 – 1931 гг. ему «приходилось выполнять поручения окружного комитета партии по коллективизации» (27).
Главная же причина – отсутствие в БАПП людей с литературными способностями. Среди литературных материалов, опубликованных в «Борьбе» в 1928 – 1930 гг., большая часть – стихотворения давно уехавших из Балашова Антона Пришельца и Моисея Дупленко. С осени 1929 до середины 1930 наиболее часто публикуемыми авторами становятся Михаил Анисимов (пока не установлено, был ли он связан с местной АПП) и Анатолий Вандышев* (подписывал стихи как псевдонимом Анатолий Нареченский, так и собственной фамилией). Но в сентябре 1929 г. Анатолий Вандышев поступил в Ленинградский историко-лингвистический институт на западноевропейское отделение и, хотя его стихи появлялись на страницах газеты, не имел возможности участвовать в работе БАПП. В 1931 г. количество литературного материала на страницах «Борьбы» значительно уменьшилось, из немногочисленных опубликованных стихотворений только два могли принадлежать перу местных начинающих писателей.
Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. ассоциация пролетарских писателей (ВОАПП и РАПП) была ликвидирована. В 1932 году организацией литературной группы и литературных кружков на предприятиях занялись райком партии, райком комсомола и редакция «Борьбы».
* О нём см. Козулина М.В. К истории массового литературного движения в Балашове: Анатолий Вандышев// Прихопёрье и Сараовский край в панораме веков: материалы ХХ и ХХI историко-краеведческих конференций. Балашов., 2012. с.71 – 75.
Список источников:
1) Вниманию членов лито пролеткульта и группы «Октябрь»// Саратовские известия. 1924. 5 августа.
2) Секретариат САПП. Редакция газеты «Большевистский молодняк». Первое открытое письмо// Большевистский молодняк. 1927. №40
3) Отдел печати губкома ВКП (б). Отдел печати губкома ВЛКСМ. Правление САПП’а. Ко всем рабселькорам, пролетарским поэтам, писателям и литературным кружкам Саратовской губернии// Саратовские известия. 1927. 2 ноября.
4) Первая Поволжская конференция пролетарских писателей//Саратовские известия. 1928 г. 15 марта.
5) . Литературная страница// Борьба. 1928 г. 3 января.
6) Студентам, прибывшим в Балашов на каникулы// Борьба. 1928. 17 июля
7) Косякин А. Вечер начинающих поэтов и писателей. Борьба. 1928. 11 августа.
8) Васильева Л.А. Литературная жизнь Балашова на страницах газеты «Борьба» 1928 – 1929 гг//Из истории Прихопёрья: материалы научной конференции, ноябрь 1993. Балашов, 1994. С.16.
9) Кос. (Косякин) Ал. Учёба, творчество и самокритика// Борьба. 1928 г. 182 сентября.
10) И. Х-Г. Распустить бюро БАПП//Молодой ленинец. 1929. 10 ноября
11) Курчавов А. За творческую работу// Поволжская правда. 1929 г. 3 февраля.
12) Съезд пролетарских писателей края. // Поволжская правда. 1929 г. 5 февраля.
13) Борьба. 1929 г. 26 января, 13 апреля, 30 мая.
14) Курчавов А. За творческую работу// Поволжская правда. 1929 г. 3 февраля.
15) К.Ф. (К.Федин). На заседании БАПП// Борьба. 1929 г. 29 июня.
16) Почтовый ящик// Борьба. 1929 г. 29 июня. Заседание БАПП (объявл.) // Борьба. 1929 г. 6 июля
Вечер Чехова// Борьба. 1929. 27 июля.
17) Заседание бюро БАПП (объявл.)// Борьба. 1929. 30 августа.
Заседание БАПП (объявл.)// Борьба. 1929. 5 октября.
18) Блок В., Корольков Н. Ещё раз о забытом участке культфронта.// Молодой ленинец. 1929. 10 ноября.
19) Бугаенко П. Объединим литературные силы Балашова// Борьба. 1930. 16. апреля
20) Борьба. 1930. 7 апреля.
21) Краевые вести// Поволжская правда. 1930. 19 апреля.
22) Оргбюро Н.-В. АПП. Развёрстка на краевую конференцию Н.-В. АПП// Поволжская прада. 1931. 13 апреля.
23) В краевом бюро АПП// Поволжская правда. 1931. 14 июня.
24) Энбе. К организации кадра пролетписателей из колхозников-ударников//Борьба. 1931. 10 сентября.
25) Призыв ударников в пролетарскую литературу// Борьба. 1931. 10 сентября.
26) В. (Вандышев А.) Литгруппа – цех марксистско-ленинского воспитания// Борьба. 1932. 8 сентября.
27) Голицын А.А. История репрессий. Война, плен и лагерь филолога Бугаенко// Свободные. 27.09.2019
https://fn-volga.ru/news/view/id/132164 дата обр. 4.11.2019.
Козулина Мария Вячеславовна, преподаватель центра подготовки к ЕГЭ и вступительным испытаниям ПИУим. П.А. Столыпина (г. Саратов)