Крутица, Ендово и роща Туркина. Топонимы – это интересно!

Региональная топонимика – это один из подразделов региональной ономастики. Она занимается изучением названий природных физико-географических объектов (реже – созданных человеком), имеющих узкую сферу употребления.

То есть специалисты, занимающиеся региональной топонимикой, собирают, накапливают, систематизируют и интерпретируют топонимы, функционирующие в пределах некоторой микротерритории, известные узкому кругу людей, живущих вблизи именуемого объекта. Следует отметить, что изучение топонимов – это очень важная составляющая краеведческих исследований. Кроме того, что названия рек, озер, деревень и т.п. отражают и сохраняют региональные языковые (диалектные) черты, они имеют – в первую очередь – самую непосредственную связь с историей, культурой, экономикой и этнографией народа, проживающего на данной территории

Изучением топонимии г.Балашова и Балашовского района начали заниматься во второй половине ХХ века. В 1969 г. была опубликована статья В.А.Архангельского и А.А.Клейменова «Эволюция названий улиц города Балашова за 50 лет» (в сборнике «Ономастика Поволжья»). В 1997 г. вышла в свет книга «Балашов – уездный город (1780 – 1928 гг.)» Л.Н.Масленниковой, В.С.Вахрушева, В.В.Смотрова, в которой одна из глав посвящена истории возникновения города. В 2004 г. ведущий специалист Балашовского филиала государственного архива Саратовского области С.К.Назарова опубликовала книгу «Балашов. Улицы старого города: особняки и их обитатели».  Несколько лет назад благодаря историку А.Н.Завитаеву мы узнали о человеке, чьё имя носит наш город, а археологические раскопки под руководством А.А.Хрекова подтвердили факт возникновения первого поселения на правом берегу Хопра. Опубликовано множество статей и книг по истории микрорайонов г.Балашова и сёл Балашовского района. В них можно найти интересную информацию о топонимах. Даже ребенок сможет ответить на вопрос, как называется наш город или какая самая большая река протекает по территории нашего района, сможет перечислить названия нескольких улиц или микрорайонов. Однако далеко не каждый взрослый житель нашего города сможет назвать хотя бы несколько озёр или болот. А тем временем, лимнонимы (названия озер), оронимы (названия гор), хоронимы (названия оврагов), дримонимы (названия рощ) и другие топонимы могут очень многое рассказать о прошлом нашего края.

Остановимся на самых малочисленных группах топонимов. Лидируют в этом списке гелонимы – названия болот. Имена собственные имеют лишь два болота: Ендово и Моховое. Они находятся между селами Заречное и Лопатино. Названия очень просто интерпретировать: ендова – котловина, небольшое округлое озеро; мох – одно из древнейших растений, которое обладает уникальной способностью приспосабливаться и существовать на камнях, деревьях, любых почвах (немало его и на болотах).  На втором месте – дримонимы. Это названия леса, рощи, бора и т.д. В книге В.И.Горцева «Саратовская область в географических названиях» мы находим: «Борок – небольшая сосновая роща, раскинувшаяся  на высоких холмах берега р.Хопер со стороны с.Пады в Падовском лесничестве Балашовского района. Отдельным деревьям более 180 – 200 лет». Однако мало кто знает, что до гражданской войны около мельницы, которую построил купец Василий Петрович Туркин в 1899 году в бассейне реки Чечёры, находилась дубовая роща Туркина. Во время войны рощу спилили для топки паровозов. Была ещё роща Трухачёва. Названа она была также по фамилии владельца – Степана Степановича Трухачёва.    

Не смотря на то, что Балашовский район относится к степной зоне, на его территории располагается большое количество песчаных и глиняных гор. Они возникли под влиянием реки Хопер, воды которой до сих пор изменяют их рельеф. Большая часть балашовских оронимов названа по фамилиям поселенцев или владельцев земель. Например, Наумкина гора, находящаяся в микрорайоне Козловка, названа в честь знаменитых хлеборобов Наумкиных, а на Сушковой горе известный козловский кузнец Сушков построил кузницу. Известная всем балашовцам Тарасова гора: существует несколько версий происхождения названия. Одна из них больше похожа на легенду: якобы  там промышлял грабежом разбойник Тарасов (или Тарас) со своими сотоварищами, усмирить которых удалось только Льву Кирилловичу Нарышкину, который приказал переловить разбойников. Есть горы, названные по особенностям грунта (например, Песковая у с.Рассказань), по особенностям формы и характеру склонов (гора Крутица у с.Репное).

Заслуживают внимания и природные хоронимы (овраги) г.Балашова и Балашовского района. Исследователи, как правило, говорят лишь о трех оврагах, находящихся на территории города. Они имеют собственные наименования. Через железную дорогу от Ветлянки протянулся Кошачий овраг. Ильменский (Безымянный) овраг начинается напротив комбината хлебопродуктов и заканчивается перед железнодорожным вокзалом. Деревня Еремениха (существовавшая до 1938 года) дала название третьему оврагу – Еременихинскому (Козловскому). Кроме того, немало подобных объектов располагается на территории района. Так, у с.Заречное есть овраг Сережки, у д.Гусевка – Осиновский, у с.Безлесное – Солонцовый и Караваев и т.д. Не сложно понять, что хоронимы получали свои названия по фамилиям поселенцев, по особенностям грунта, флоры и фауны, по названиям сел, улиц  и т.д. Таким образом, даже на примере самых малочисленных групп топонимов становится очевидным то факт, что процесс номинации географических объектов – это процесс, отражающий стремление людей сохранить память о прошлом, о наиболее значимом и важном. Соответственно, региональная топонимика является неотъемлемой частью краеведческих исследований.

Заведующая экскурсионно-массовым отделом Е.В.Калганова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *