Совсем недавно, в конце июля, наш музей посетил руководитель археологической группы Донецкого национального университета, старший научный сотрудник Александр Викторович Евглевский. Цель его визита в наш город – изучить и описать тюркское каменное изваяние XIII века, которое экспонируется в зале археологии Балашовского краеведческого музея.
Данный экспонат был найден летом 1956 года в Волгоградской области на территории Урюпинского района в окрестностях станицы Добринской, неподалёку от кургана на глубине сорока – пятидесяти сантиметров трактором была выпахана каменная баба. За 15 лет исследовательских экспедиций А.В. Евглевский описал 2000 каменных изваяний. Каменные средневековые скульптуры обычно называют каменными бабами или идолами. Их находят на огромном пространстве от Монголии и Алтая до западной границы восточноевропейских степей, но больше всего их зафиксировано на небольшом участке между Донецком и Мариуполем. Руководитель археологической научно-исследовательской группы Донецкого национального университета Александр Евглевский занимается их изучением уже много лет и считает, что правильнее их называть каменными изваяниями.
Из какого материала были сделаны скульптуры? В зависимости от того, какой камень имелся в наличии на конкретной территории. В восточноевропейских степях это мягкие породы, преимущественно песчаник, реже ракушечник и известняк. В XII-XIII веках камнерезное искусство восточноевропейских кочевников достигло своего пика, тюрки стали использовать более мягкий, чем песчаник, камень – мел. Он позволял гораздо более детально проработать нюансы иконографии, при необходимости довести образ умершего человека до известной степени портретности, сделать скульптуру идеальной в их понимании. А вот более ранние изваяния изготавливали из твердых пород, преимущественно из гранита и его разновидностей.
Самые ранние изваяния появились в начале VII века (по другому мнению – в конце VI века) в степных и горных пространствах Центральной Азии. Точнее – на Алтае и прилегающих к нему землях, где древние тюрки еще в начальный период своего появления на исторической арене, в VI веке, создали государство. Впоследствии вместе с их движением на запад и юго-запад традиция устанавливать каменные скульптуры распространилась на территории нынешних Восточного Казахстана, Семиречья и Киргизии, еще позже – в восточноевропейских степях. Начиная с середины XI века тюрки-кочевники (союз кыпчакских племен) плотно заселили Северное Приазовье. Здесь они нашли свою вторую родину, поскольку тут были очень благоприятные условия для обитания. В XII-XIII веках они уже безраздельно господствовали в степях Северо-Восточного Причерноморья. Летом было удобно кочевать в бассейне Северского Донца и на Донецком кряже, где были пастбища с высоким травостоем, а зимой они уходили на юг – к Азовскому морю и в низовья Дона.
Именно в этих районах тюрки-кочевники оставили больше всего изваяний. Научно-исследовательская группа Донецкого национального университета занимается выявлением подобных средневековых скульптур, их описанием и типологией, собирает устные предания. В последние годы – несмотря даже на известные события на Донбассе, вопреки обстоятельствам. Исследователи планируют создать свод всех тюркских изваяний Евразии, в котором будет собрано максимальное количество всех известных на сегодняшний день скульптур. Это грандиозный научный проект, не имеющий аналогов в мире.