Я — коренной балашовец!

Васильев Александр Фёдорович

Александр Фёдорович Васильев (07.06.1917 – 09.07.2012 г.г.) непосредственно на фронте не был, но в 1942 году получил медаль «За боевые заслуги», в следующем году – «За оборону Сталинграда», потом орден «Отечественной войны 2-ой степени», впоследствии «За трудовую доблесть» и другие памятные награды. Всю свою жизнь, за исключением небольших периодов, он прожил в городе Балашове на Хопре. Поэтому частенько с гордостью говорил: «Я — коренной балашовец!»

           Александр Фёдорович учился в фабрично-заводской семилетке.    В 1938 году окончил  Первый государственный техникум агрохимии и почвоведения, во время учебы подрабатывал киномехаником в школе пилотов и авиатехников Гражданского воздушного флота (ГВФ). В связи с событиями на озере Хасан и реке Халхин-Гол в Балашове была проведена частичная мобилизация. Александр Фёдорович прошёл обучение на  шестимесячных  курсах по работе с авиационной техникой. В 1939 году в составе  33-его особого авиаотряда он был направлен за Полярный круг. Принимал участие в войне с белофиннами. Боевая задача авиаотряда состояла в охране воздушного пространства Архангельской области. После финской войны в 1940-м году Александр Фёдорович поступил на центральную ремонтную авиабазу союзного значения, на должность мастера цеха.

           Практически вся его трудовая жизнь прошла на этом ремонтном заводе, который в годы Великой Отечественной войны входил  в состав действующей армии. Здесь же трудилась и  Антонина Ильинична, с которой они поженились в ноябре 1945 года. Антонина Ильинична и Александр Фёдорович  прожили вместе 61 год, вырастили троих сыновей. У них  пятеро внуков и шестеро правнуков в Москве, Нижнем Новгороде, Саратове и Балашове.

          А.Ф. Васильев вспоминал, что в 1941 году в Балашов по железной дороге прибыло несколько эшелонов с разобранными скоростными бомбардировщиками «СБ». К фронту из Забайкалья перебрасывалась в полном составе 27-я бомбардировочная  авиационная  дивизия. Рембазовцы готовили самолеты к отправке на фронт. На территории от Ветлянского кладбища до аэродрома на 217-м километре – всюду располагались самолеты. Была поздняя осень 1941 года.  90 % самолетов погибли тогда в считанные дни в боях под Москвой и Харьковом. Знойным летом 1942 года немецко-фашистские войска прорвались к Волге. Почти каждый день на территорию Балашовской авиарембазы на платформах поступали искореженные в боях самолеты. На них было даже страшно смотреть, и не верилось, что они снова поднимутся в воздух.          Для оперативного руководства рембазу передали из 2-ой Воздушной армии ВВС Воронежского фронта в состав 16-ой Воздушной армии ВВС Сталинградского фронта, затем в 17-ю Воздушную армию ВВС Донского фронта.

         Суточное задание командования казалось невыполнимым. При почти полном отсутствии запасных частей, материалов, ГСМ, плохом обеспечении электроэнергией, сжатым воздухом, в тяжелейших бытовых условиях авиарембаза должна была ежедневно выпускать два боевых самолета, пять авиамоторов и одну спецавтомашину. А.Ф. Васильев вспоминал, что брак в то время расценивался, как вредительство. Свою первую награду он получил за выполнение особо важного задания: подготовить в очень короткий срок  50 самолетов для фронта. Работали без перерыва сутками. Вручал медаль «За боевые заслуги» А.Ф. Васильеву и еще 20 работникам завода начальник политотдела 16-ой Воздушной армии полковник Виноградов.

          Приходилось ремонтировать самые разные самолеты: бомбардировщики «СБ», штурмовики «Ил-2», истребители «ЯК-3». Проверяли и ремонтировали с гарантией всевозможные необходимые приборы, вооружение, моторы, полностью фюзеляжи. Причем плоскости некоторых серийных самолетов, например, «По-2» (самолет Полякова), «Р-5», «РZ-5» обтягивались особо прочной тканью, которая называлась перкаль. Затем её пропитывали  нитрокрасками (эмалитом), после высыхания ткань натягивалась и звенела, как барабан.  Затем её красили с наружной части самолета краской защитного цвета, внизу — голубого. Ремонтировали авиационные приборы. Сколько их было исправлено теперь не счесть, сотни, тысячи  самых разных: указатели скорости, высотомеры, компасы; монометры давления масла, бензиномеры; приборы замера температуры воды и масла;— кислородное оборудование, кислородные баллоны, трубопроводы, маски.

          А.Ф. Васильев был в то время единственным мастером приборного цеха или другими словами техническим руководителем всех работ в цехе, в то время говорили – в подразделении. В его цехе было более 50 человек разных возрастов, в том числе и пожилые люди, подростки,  женщины. После войны  А.Ф. Васильев стал начальником цеха. В настоящее время в музее рембазы хранится выписка из Приказа командующего 16-ой Воздушной армии С.И. Руденко о награждении А.Ф. Васильева медалью «За боевые заслуги». В мае 1944 года он вступил в коммунистическую партию, до этого был комсомольцем.

          «Когда была объявлена война,  мы не имели право уходить с территории завода, — рассказывал А.Ф. Васильев. На рембазе были развешаны лозунги: «Всё — для фронта, всё — для победы!» Хлеба выдавали примерно по 500 граммов, только в конце войны ИТР стали получать чуть побольше. Кроме хлеба и капусты в рембазовской столовой ничего больше не было. До войны рабочих подвозил на рембазу специальный автобус, а  вовремя войны люди добирались самостоятельно. Трудно было с одеждой. После посещения части командующим 16-м Воздушным фронтом А.Ф. Васильеву как одному из лучших работников выдали шлем, краги, куртку. «Иногда выделялись работникам ремонтной базы  премии в виде нательного белья, кому — то доставалась рубашку, кому — то  вручали штаны» — вспоминал Александр Фёдорович. А.Ф. Васильев, как и многие ветераны рембазы, с благодарностью вспоминал огромную гору металлолома из окончательно забракованных для восстановления  самолетов и моторов. В этой горе постоянно рылись рабочие из отделения ремфонда в поисках узлов и деталей, пригодных для восстановления. Много деталей изготавливалось непосредственно в цехах. В штате ремонтных мастерских находился самолет «ТБ-3», который использовался для полетов на заводы-изготовители за запасными частями, материалами и ГСМ.

         В Балашов на рембазу дважды прилетал командующий 16-й Воздушной армией генерал С.И. Руденко и просил увеличить выпуск отремонтированных самолетов, особенно истребителей. Из-за больших потерь авиаполки лишь наполовину были укомплектованы самолетами. «Безлошадные» летчики, прибывшие с фронта за самолетами, жили в рембазовской казарме в ожидании отремонтированных самолетов и, получив их, прямо с аэродрома улетали на фронт в район Сталинграда. 139 истребителей, 24 штурмовика, 58 бомбардировщиков, 105 легких и 16 транспортных самолетов улетели с рембазовского аэродрома. 155 спецавтомашин для обслуживания самолетов и полетов из автоцеха колоннами уходили в авиаполки, 706 отремонтированных авиамоторов на транспортных самолётах «Дуглас» были отправлены прямо на полевые аэродромы.

       Производственная деятельность предприятия подчинялась законам военного времени. Рембаза работала круглосуточно, без выходных. Никто не имел права уходить из цеха, не выполнив суточного задания. Все трудились, выполняя призыв: «Хочешь врага побеждать на войне? План выполняй вдвойне и втройне!» Численность работающих на рембазе в период битвы на Волге составляла 1185 человек. Почти половина из них были юноши и девушки 14-16 лет из местного ремесленного училища № 15 и школы ФЗО, эвакуированной из Симферополя. Опытным рабочим была поставлена задача — обучать молодежь ремонтному делу в процессе выполнения заданий. Среди молодых парней на заводе в те годы работал будущий саратовский поэт Николай Егорович Палькин. В 1941 году в редакцию местной газеты «Большевик» он принес свое первое стихотворение о партизанах «Переправа».

         Осенью 1942 года участились налеты вражеской авиации на город, фашисты сбрасывали бомбы на мост через Хопер, железнодорожную станцию, элеваторы и аэродромы, на территорию рембазы.

         Победа советских войск в Сталинградской битве дает право Александру Фёдоровичу  и всем рембазовцам гордиться своим весомым вкладом в разгром немцев. Приказы о награждении балашовских авиаремонтников боевыми орденами и медалями подписали командующий Донским фронтом генерал-лейтенант  К.К. Рокоссовский и командующий Сталинградским фронтом генерал-лейтенант А.В. Еременко. 10 марта 1943 года Балашовскую авиационную ремонтную базу вывели из состава действующей армии. Все, кто трудился и служил на рембазе в период с 13 ноября 1941 года до 10 марта 1943 года, по перечню Генерального штаба ВС СССР, считаются участниками Великой Отечественной войны.

       Близость Балашова к Сталинграду, наличие двух аэродромов, железнодорожной станции предопределили активное использование Верховным главнокомандованием стратегического пункта «Балашов». Для оказания мобильной помощи защитникам Сталинграда по воздуху в августе 1942 года на аэродром в Балашове  прилетели из подмосковного базового аэродрома «Чкаловский» 30 двухмоторных транспортных самолета «Дуглас Си-47» под командованием В.С. Гризодубовой. Боевая задача стояла следующая: ежедневно перебрасывать в район боевых действий сражающимся войскам боеприпасы, горючее, продовольствие, а обратными рейсами вывозить раненых. Началась каждодневная тяжелая работа по обеспечению боевых вылетов. Как правило, транспортные самолеты не имели в то время своего вооружения и выполняли полеты в сопровождении истребителей, так как при  отсутствии охраны становились легкой добычей для истребителей противника.            

          Но часто истребителей для сопровождения не выделяли: из-за потерь в воздушных боях их не хватало. По предложению летчиков самолеты были дооборудованы для установки пулеметов в верхней части фюзеляжа. Работы выполнялись специалистами авиарембазы. Затем  родилась еще одна идея: установить на «Дугласе» бомбодержатели и использовать транспортный самолет для перевозки бомб. Конструкторы рембазы в короткий срок разработали чертежи для изготовления рамы с бомбодержателями, управление сбросом вывели справа от сидения штурмана. После ремонта в Балашове, вот таким необычным способом было сброшено на позиции врага 20 500 авиабомб весом более 420 тонн.          Всего за годы войны на рембазе было отремонтировано и передано фронту более 1500 самолетов, 4 200 авиамоторов, 1500 спецмашин и более 30 тысяч единиц различного самолетного оборудования.        

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *