Музей боевой и трудовой славы Балашовской рембазы хранит память о саратовском поэте Николае Палькине

            Советский и российский поэт, заслуженный работник РСФСР Николай Егорович Палькин родился 3 апреля 1927 года в селе Большой Мелик Балашовского района. Отец, Егор Степанович, работал на железнодорожной станции Балашов стрелочником и очень гордился званием железнодорожника. Мама Елена Андреевна занималась домашним хозяйством, растила четверых детей.    В Балашове Палькины жили на Второй Лагерной в доме №34 (дом не сохранился). В настоящее время улица носит имя Героя Советского Союза, фронтового лётчика, капитана Петра Григорьевича Агеева.

Н.Е. Палькин в книге «Балашовское застолье» пишет: «18 августа 1941 года провожали на войну отца. Аллеи сада, находящегося по соседству с военкоматом, были запружены народом… Уже стемнело, когда новобранцам была дана команда строиться, и отец, обнимая меня сказал, видимо, то, что сказали в этот день тысячи отцов своим маленьким сыновьям: «Ты остаёшься в доме за старшего, береги мать». Николай в то время учился в школе №16 города Балашова.

26 октября 1941 года в газете «Большевик» (так называлась в годы Великой Отечественной войны газета «Балашовская правда») было опубликовано стихотворение «Переправа», его автором был четырнадцатилетний Николай Палькин.

В марте 1942 года из военкомата пришло страшное извещение, в котором сообщалось, что Егор Степанович Палькин пропал без вести под Москвой. Николай Палькин, будучи учеником 7 класса, попросил сестру устроить его на работу на авиамастерские. Его старшая сестра Надежда, прибывшая в числе эвакуированных из Мурманска, где училась в педагогическом училище, с октября 1941 года работала в моторном цехе №16. Надя быстро освоила ремонт цилиндров моторов, притирку клапанов и пользовалась авторитетом. Комсомольцы избрали её секретарём бюро ВЛКСМ. 12 ноября 1942 года начальник авиамастерских подполковник  Абрамов подписал приказ №435. В котором в одном из пунктов записано: «Палькина Н.Е. зачислить  в цех №16 учеником моториста по первому рабочему разряду с трёхмесячным сроком обучения». «Под крышей моторного цеха предстала жизнь передо мной, — напишет позже поэт. — Предстала, взяла на поруки во имя спасения страны. Мои неумелые руки и те не имели цены». Таких, как Николай Палькин, в авиамастерских было много. Будущему известному в России поэту Николаю Палькину в то время было всего пятнадцать лет. В те тяжёлые, грозные годы работники рембазы самоотверженно работали и жили только для Победы. Численость работающих на рембазе в период битвы на Волге составляла 1185 человек.

         Во время Великой Отечественной войны,  находясь с ноября 1941 года по март 1943 года в составе действующих 2, 16, 17 воздушных армий Юго-Западного, Воронежского, Сталинградского и Донского фронтов, 401  авиационная  ремонтная база выполняла боевую задачу по ремонту самолётов и авиамоторов. Только на Сталинградский фронт балашовские авиаремонтники отправили 342 боевых самолёта, 706 авиамоторов и 115 спецавтомашин. На производстве трудились без выходных и отпусков,   в основном, женщины, юноши и девушки 14-16 лет из местного ремесленного училища №15 и школы ФЗО, эвакуированной из Симферополя.    

         В период создания рембазовского «Музея боевой и трудовой славы» в 1980-1983 годах подполковнику Г.И. Журавлёву довелось побеседовать с непосредственными участниками боевых действий на фронте и участниками трудового фронта Балашовской авиарембазы. С очерками и рассказами, созданными по воспоминаниям ветеранов Балашовской авиаремонтной базы, можно познакомиться в книге Георгия Ивановича Журавлёва «ВЫДЕРЖАЛИ. ВЫСТОЯЛИ И ПОБЕДИЛИ».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *