Народные женские фартуки в фондах Балашовского краеведческого музея

М. Карамышева, научный сотрудник
Балашовского краеведческого музея

Одной из интереснейших коллекций Балашовского краеведческого музея является этнографическая коллекция, включающая в себя предметы быта, одежду, ткани, образцы народной вышивки и др. Начало ее сбору было положено директором музея М. Н. Курепиной. Не одно поколение сотрудников поучаствовало в сборе и описании экспонатов, рассказывающих о народной культуре, быте и традициях населения Балашовского уезда XIX – начала XX вв. Важная часть этнографической коллекции — женская одежда.

Известно, что женский народный костюм гораздо сложнее и разнообразнее, чем мужской, а также дольше сохраняет архаичные черты. Его комплекс включает в себя рубаху, сарафан или поневу (или юбку), передник, головной убор, обувь, украшения, пояс, зимнюю одежду… Охватить все это в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому сегодня мы ограничимся сообщением об одном компоненте женского народного костюма — фартуке (этот предмет одежды в Балашовском уезде еще называли передником, занавеской, за́поном).

В фондах нашего музея собран двадцать один фартук XIX – начала XX вв., являющийся деталью женского народного костюма. Эти фартуки носили русские крестьянки, а также украинки и мордвинки.

Народные фартуки в целом можно свести к трем основным моделям: с грудкой, без грудки, с рукавами. Последняя модель в собрании Балашовского музея не представлена. В фондах преобладают фартуки без грудки, которые крепились на талии с помощью завязок; таких передников у нас насчитывается шестнадцать. Остальные пять — фартуки с грудкой, которые завязывались на поясе и на шее. Передники носили поверх поневы, сарафана или юбки, в будни и праздники. Праздничные фартуки отличаются обилием декора.

Все передники, у которых нет грудки, а также нижняя часть передников с грудками сшиты из двух вертикальных полотнищ ткани. Чаще всего основу фартука делали из пестряди, сотканной из хлопчатобумажных, шерстяных или льняных нитей, обычно красного цвета. Два экспоната изготовлены целиком из покупной фабричной ткани — один из сатина, другой из кашемира. И даже те фартуки, основу которых составляет домоткань, часто дополнительно украшались вставками из фабричных материалов: сатина, ситца, кумача, атласа, бархата, кружева. Их нашивали горизонтально, составляя рисунок из чередующихся разноцветных полос. Почти у всех фартуков внизу к подолу пришита широкая оборка из кумача (фото 1).

Фартуки, вошедшие в музейную коллекцию, бытовали в разных селах и деревнях Балашовского уезда. Это Большой и Малый Мелик, Хоперское (Большая Грязнуха), Подгорное, Старый Хопер, Усть-Щербедино (ныне относится к Романовскому району), Бобылевка. К сожалению, не у всех фартуков установлено точное место бытования.

Говоря о музейных фартуках, нельзя не отметить: в большинстве своем они очень яркие и красочные. Они были принадлежностью праздничного костюма — а праздничную одежду даже в бедных крестьянских семьях старались украсить как можно лучше. Украшением большинства фартуков являются тканые и вышитые узоры, а также разноцветные полосы покупной ткани. Разнообразнее всего декорированы передники с грудками: кроме узорных тканей, в их оформлении использованы черные кружева, бахрома, полоски бархата, разные виды фабричной тесьмы (с узорами и без них, с золотистыми нитями), бисер, стеклярус, пуговицы и металлические пайетки.

Облик этих предметов одежды свидетельствует, что в Балашовском уезде было развито узорное ткачество. Многие передники украшены горизонтальными полосами орнамента, выполненного в технике закладного и браного ткачества. Необычно оформление фартуков из сел нынешнего Романовского района: многие из них сшиты с использованием ярких многоцветных шерстяных полотнищ (см. фото 2).

В отличие от большинства домотканых полотен, эта ткань относительно тонкая и практически гладкая. Ее нити высокого качества, переплетены ровно, с равномерным натяжением. В результате у полотна отсутствует характерная для большинства шерстяных домотканей шероховатость. При первом взгляде даже возникает ощущение, что это ткань фабричного производства. Изображен на ней сложный многоцветный геометрический узор: на красном фоне белые, оранжевые, черные, зеленые и синие четкие линии составляют широкие полосы разнообразных орнаментов. Такие фартуки обнаружены в Саратовской области только на территории Романовского района. В их узорах прослеживаются мордовские народные мотивы.

В экспозиции краеведческого музея посетители могут увидеть женский костюм, выполненный в традициях русских крестьян Воронежской губернии. Некоторые выходцы оттуда проживали и на территории Балашовского уезда. Костюм состоит из рубахи, поневы и передника. Последний сшит из двух белых полотнищ, внизу украшен характерной черной геометрической вышивкой, широкой полосой цветной ткани, а также бахромой (фото 3).

Линейно-геометрические вышитые или тканые узоры преобладают в русском и мордовском народном костюме. Украинцы (которых немало проживало в Балашовском уезде) в украшении народной одежды чаще использовали растительные мотивы: листья, цветы, ягоды. Возможно, под влиянием украинских традиций (наряду с городской модой) украшен фартук из темно-красного кашемира, бытовавший в начале ХХ в. в селе Старый Хопер. На нем вышиты маленькие цветы и кружочки.

Главная особенность коллекции народных женских фартуков Балашовского краеведческого музея в том, что подавляющее большинство из них были частью мордовского народного костюма и украшены мордовскими узорами. Некоторые элементы этих орнаментов можно обнаружить и в русской народной одежде, например, ромбы с «отростками» на сторонах и углах, свастики и др. Эта общность может объясняться как взаимным культурным влиянием, так и просто совпадением: специфика линейно-геометрического построения орнаментов способствует возникновению одних и тех же не слишком сложных элементов даже у народов, не соприкасающихся друг с другом. К таким элементам относятся, например, ромбы (обычные, с прямыми и загнутыми «отростками»), прямые и косые кресты разной формы и др. И тем не менее этническая специфика также бывает выражена очень ярко, проявляясь в выборе и предпочтении определенных узоров, в композиции орнамента, в наличии элементов, отсутствующих или редко встречающихся у соседних народов, и т. д.

В мордовских орнаментах музейных фартуков преобладают ромбовидные, треугольные и зигзагообразные элементы, фигуры имеют большое количество «отростков» разной сложности и формы (в том числе Т-образной). В некоторых небольших элементах отсутствует обычная двусторонняя симметрия.

Бросается в глаза богатое многоцветье узоров. Орнаменты на одном фартуке часто вышиты или вытканы по красному фону гарусными нитками сразу нескольких цветов: зеленого, желтого, синего, розового, белого, а иногда еще сиреневого или голубого (фото 4).

Напоследок отметим, что в нашей коллекции отразилась одна важная тенденция, характерная в целом для традиционного костюма русских, украинцев, мордвы и многих других народов России конца XIX – начала XX в. Эта тенденция — постепенное отступление народных традиций перед городской модой. В крестьянском обиходе появляются фартуки, сшитые целиком из фабричной однотонной ткани. На них нет вышивки, либо она выполнена в заимствованных из города техниках (например, ришелье). Образец подобной одежды — праздничный фартук из села Подгорное: он изготовлен из красного сатина, украшен горизонтальными складками, оборкой по подолу и вставкой в виде грубоватой «сетки» из той же ткани (фото 5).

Список иллюстраций:

1. Фартук Н. Д. Бочкарёвой, с. Большой Мелик.

2. Праздничный фартук из села Усть-Щербедино Романовского района.

3. Передник, выполненный в русских традициях Воронежского края.

4. Фартук с разноцветной мордовской вышивкой, с. Б. Мелик.

5. Праздничный фартук из села Подгорное.