Гражданско-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений работы Балашовского краеведческого музея

Калганова Елена Васильевна, заведующая экскурсионно-массовым отделом МУ «Балашовский краеведческий музей»

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.4

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – чрезвычайно важная задача, над которой работает огромное количество специалистов, в том числе – педагоги, психологи, социологи и, безусловно, сотрудники музеев. Воспитать всестороннюю личность без формирования гражданской активности и ответственности за судьбу своей родины невозможно. В этом направлении задачи музея схожи с задачами школы. Они дополняют друг друга и работают, используя доступные возможности.

Если современному школьнику сказать «Ты должен любить Родину», он может ответить, в лучшем случае: «Я никому ничего не должен». Многие подростки относятся к своим школьным учителям (и музейным сотрудникам) с непониманием и недоверием. Вести воспитательную работу с современными детьми очень сложно. Они достаточно много знают о своих правах и не хотят ничего слышать о своих обязанностях. А ведь одна из главных обязанностей человека – быть достойным членом общества. Мы все не просто живем на территории России, мы является частью социума. Мы делаем наше общество мирным или агрессивным, пассивным и целеустремленным. От наших детей и внуков зависит, каким станет наше государство.

Безусловно, определяющим фактором формирования личности является среда. В современном мире детей окружает огромное количество навязчивой бессмысленной, а порой и опасной, вредной информации, которая, во многом, формирует ещё незрелую личность. Именно поэтому очень важно целенаправленно социализировать детей, создавать благоприятные условия для развития, формирования их личности, то есть грамотно корректировать влияние среды, контролировать и направлять процесс социализации.

Музей является очень важным звеном в вопросе теоретического и методического обеспечения формирования не только гражданской активности школьников, но и патриотизма. Он владеет бесценными материалами по истории всей страны и родного края, способными заинтересовать детей, показать им важность духовного и нравственного развития на примере жизни их предков.

Воспитание гражданина – процесс ненавязчивого, постепенного, систематического влияния на нравственно-духовную культуру личности не только школьника. Начинать необходимо с более раннего возраста. Очень интересно наблюдать за воспитанниками детских садов, которые узнают о величии нашей страны на мероприятиях, посвященных, например, Дню России и Дню флага. В конце встречи ребята с восторгом говорят о том, что Россия – самая большая страна мира, что в России много гор, рек, морей, живут люди разных национальностей, со своей культурой, традициями. Именно в этом возрасте необходимо убедить детей в необходимости жить в мире и созидании.

В результате личных наблюдений и взаимодействия с педагогами мы сделали вывод, что особое внимание необходимо уделять развитию гуманных взаимоотношений в многонациональном коллективе. Безусловно, проблема толерантного общения является важной и требующей особого внимания. В нашем городе и районе – к примеру – проживают не только русские, но и украинцы, азербайджанцы, армяне, казахи, немцы, чеченцы и представители других этносов. Подросткам необходимо объяснять, что нет плохих или хороших наций, есть плохие и хорошие люди. Ежегодно в музее проводятся тематические беседы и мероприятия, посвященные Дню народного единства, которые позволяют убедить детей в необходимости единения и мирного сосуществования во благо развития и процветания нашего государства.

В плане патриотического воспитания музейная работа ведется ежедневно и ежечасно, следуя двумя путями: от малой Родины – к великой России и наоборот. Эти цепочки прослеживаются в мероприятиях литературно-музыкального направления, в этнографических и экологических, и, конечно, военно-патриотических беседах и экскурсиях.

Наибольшее количество мероприятий, направленных на патриотическое воспитание, безусловно, проводится в зале Великой Отечественной войны и на базе выставки «На пути к Победе». Среди них: «Строки из фронтовых писем», «Балашовцы в величайших сражениях Великой Отечественной войны», «Шестеро героев из одной школы», «Они защищали небо Саратова», «Земляки на Параде Победы» и многие другие.

Нередко во время рассказа о событиях 1941 – 1945 годов выясняется, что многие подростки не понимают разницы между понятиями «русский солдат» и «советский солдат», «немецкий» и «фашистский», удивляются тому, с какой самоотверженностью и героизмом молодые парни и девушки шли на фронт, защищали свою Родину. В подобных ситуациях огромную роль играет такая личностная черта экскурсовода, как тенденциозность и умение выстраивать мыслительные образы. Он должен быть ненавязчиво убедительным и иметь определенную базу для мысленной визуализации предмета и ситуации. Только в этом случае будет достигнута не только цель информирования, но и важнейшая воспитательная цель – приобщение к общечеловеческим ценностям, формирующим личность с самостоятельной гражданской позицией, независимым мнением, уважающую себя и общество.

Таким образом, взаимодействие Балашовского краеведческого музея с образовательными учреждениями города и района решает не только вопрос изучения истории родного края. Работа музея соответствует требованиям одной из важнейших государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». На сегодняшний день, лишившись возможности проводить мероприятия в привычном формате, сотрудники осваивают возможности общения с посетителями через интернет: выкладывают информацию на сайте, разрабатывают сценарии онлайн бесед и экскурсий.



Список использованной литературы

  1. Белов А.Б. Проблема обратной связи в общении: обзор психологических исследований // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5. – № 2. – С. 81–90.
  1. Краснова Е.М. Методические аспекты музейной педагогики. Методическое пособие [Электрон. ресурс] – Тамбов: изд-во ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – URL: https://musobr.wordpress.com/medas (дата обращения 18.11.2020).
  2. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В. — М.: 2006. – 415 с.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» URL:http://government.ru/docs/all/105292/ (дата обращения 1.09. 2020).
  4. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен [Электрон. ресурс]. – Электронные текстовые, графические данные (1,38 Мб). – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009. – URL:http://pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-1.shtml (дата обращения 16.11.2020).
  5. Скуратов Д.В. Учебно-методическое пособие по музейной педагогике. [Электрон. ресурс] – Северск, 2016 г. – 152 с. – URL: https://pedagogcentr.ru/publication/5/39/1489 (дата обращения 13.11.2020).
  6. Степаненко Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление работы школы на современном этапе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 4(17). – С.250 – 253.