Подвиги выпускников 2-ой ВШЛ в г. Борисоглебске в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Купач Тамара Юрьевна — доктор педагогических наук, ст.преподаватель; Блинов Роман Анатольевич — майор, преподаватель; Козочкин Владимир, Терновых Сергей — курсанты. 31-ая кафедра 3 факультета авиационного (бомбардировочной и штурмовой авиации) (г.Борисоглебск) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков им. А.К. Серова.

Защищая Родину, немало героических подвигов совершили воспитанники Борисоглебской 2–й Военной школы летчиков. На всех фронтах в годы Великой Отечественной войны они героически сражались с немецко – фашистскими захватчиками. Многие из них командовали авиационными соединениями. Так, только в 16 – й воздушной армии командирами дивизии были воспитанники школы, около 200 стали Героями Советского Союза – А.Н. Витрук, И.М.Дзусов, Е.Е. Ерлыкин, Г.О. Комаров, А.В. Утин, А.Б. Юмашев, генералы И.И. Иванов, К.Д. Орлов и др. Все новые и новые имена героев открываются сейчас в результате непрекращающихся поисков.

В первое, самое тяжелое полугодие войны (1941 г.) подвиг Н.Ф. Гастелло повторили многие выпускники Борисоглебской летной школы. Документально известно, что 19 ее воспитанников во время Великой Отечественной войны совершили огненные тараны. Среди них С.М. Алешин (посмертно Герой Советского Союза), Ф.В. Атрашкевич, К.А. Длужницкий, В.Н. Каштанкин (посмертно Герой Советского Союза), С.А. Кибирин, Г.М. Киселев, В.Е. Ковалев (посмертно Герой Советского Союза), К.П. Коробейников, Н.А. Кулигин, А.З. Небольсин, В.С. Петров, А. Г. Рогов (посмертно Герой Советского Союза), И.И. Рудаков, В.Д. Служеникин, М.А. Хорев, В.А.Шиманский, В.А. Ширяев (посмертно Герой Советского Союза), В.В. Яцына.

В сентябре 1943 г. группа из шести самолетов – торпедоносцев 36 – го минно – торпедного авиационного полка наносила удар по военно – морской базе фашистов в румынском городе Констанце. Несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии и атаки истребителей, торпедоносцы прорвались к Констанце, потопили транспорт и буксир, повредили несколько боевых кораблей и взорвали нефтебазу. Но с задания не вернулись три экипажа торпедоносцев. Одним из летчиков, пропавших без вести, был выпускник Борисоглебской школы 1930 г. полковник
Ш.Б. Бидзинашвили.

Только через 35 лет стали известны подробности их гибели, обрисовалась картина боя торпедоносцев с истребителями и зенитчиками врага. Пропавшие без вести экипажи погибли героями. Шио Бидзинашвили направил свой горящий самолет на нефтебазу. Имя его стало бессмертным.

Совершая воздушный таран, летчик так же сознательно идет на самопожертвование. Если самолет становился неуправляемым, он выбрасывался с парашютом. Но известны случаи, когда летчики, совершив по два, три и даже четыре тарана, возвращались на свой аэродром. Среди них выпускники Борисоглебской школы летчиков К.И. Потапов, Герои Советского Союза П.А. Гражданников, А.М. Лукьянов, П.П. Пересумкин, совершившие за период войны по два тарана. Геройски погибли: А. Ф. Авдеев, М.К. Антонюк, М.А. Борисов, А.В. Киричков, Н.С. Котлов, Е.А. Кривошеев, С.Т. Мясников, Е.П. Новиков, А.Ф. Поддубский, Н.С. Потяжкенко, В.П. Смирнов.

Командир звена 961–го истребительного авиаполка лейтенант А.В. Кричинов в воздушном бою 9 мая 1943 г. в районе Ростов, Батайск тараном уничтожил «юнкерс». На поврежденном самолете продолжал участвовать в воздушном бою и геройски погиб.

Заместитель командира эскадрильи 55–го гвардейского истребительного авиаполка лейтенант Н.С. Котлов 2 июня 1943 г. на подступах к Курску в воздушном бою сбил четыре самолета врага и, тяжело раненный, таранным ударом в лоб уничтожил пятый самолет. Из горящего самолета сумел выброситься с парашютом, но умер на руках подобравших его пехотинцев.

Особое мастерство и мужество необходимы при выполнении ночного тарана. И здесь школу прославили ее воспитанники. Первый в мире ночной таран совершил в 1937 г. в Испании Е.Н. Степанов, удостоенный в последствии за подвиги на Халхин Голе звания Героя Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны ночной таран, как известно применил
В.В. Талалихин при защите неба Москвы. Через два дня, в ночь на 10 августа 1941 г., подвиг Талалилихина повторил его однокашник по Борисоглебской школе В.А. Киселев.

Первый ночной таран в годы Великой Отечественной войны совершил выпускник Борисоглебской школы летчиков заместитель командира эскадрильи 146–го истребительного авиаполка старший лейтенант К.П. Оборин. В ночь на 25 июня 1941 г. в воздушных боях на подступах к Одессе летчик Оборин таранным ударом уничтожил вражеский бомбардировщик, а свой поврежденный самолет посадил на аэродром. Умер К.П. Оборин от ран 18 августа 1941 г. Ночные тараны совершали также в июне 1943 г. И. Ф. Ушкалов, а в апреле 1944 г. Н. Л. Часнык, удостоенный в августе 1944 г. звания Героя Советского Союза.

Борисоглебская школа готовила летный состав для всех родов авиации, но основным ее профилем была подготовка летчиков – истребителей. Герои – выпускники прославили свои имена и на дальних рейдах в глубоком тылу врага, вплоть до Берлина, и в штурмовых ударах, при завоевании превосходства в воздухе.

Несколько успешных вылетов на Берлин совершил в 1941 г. в самый тяжелый период войны, выпускник школы 1933 г. Н.В. Крюков. 16 сентября 1941 г. неоднократно летал в глубокие тылы противника, наносил бомбовые удары по военным объектам Будапешта, Кенигсберга, Берлина. Сам С.И. Захаров к марту 1943 г. – времени присвоения ему звания Героя Советского Союза – выполнил 129 боевых вылетов, совершая иногда по три вылета в ночь.

Командир эскадрильи дальних бомбардировщиков В.И. Родионов, участвуя в боевых действиях с апреля 1942 г. до конца войны выполнил 7 боевых вылетов днем и 225 ночью. Он водил самолеты на Констанцу и Люблин, Яссы и Тильзит, Бреслау и Кенигсберг и, наконец, на Берлин.
В сентября 1942 г. в одном из ночных полетов его самолет был подбит и загорелся. Радионов продолжил полет и прицельно сбросил бомбы. Умело управляя самолетом, он добился ликвидации пожара и довел машину до линии фронта, где и выбросил экипаж с парашютом над своей территорией. 15 мая 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летчики – штурмовики, воспитанные школой истребителей смело вступали в бой с вражескими истребителями и неоднократно сбивали их. Н.С. Кохов благодаря умелой организации выполнения боевых заданий не имел ни одной потери в водимых им группах за все время боевой деятельности. В апреле 1944 г. он вел группу из 12 Ил–2 под прикрытием истребителей. Во время штурмовики железнодорожного узла их атаковали 25 фашистских истребителей. Штурмовики вступили в бой. Сам Кохов лично сбил в этом бою Ме-109. 23 февраля 1945 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Сотни воспитанников Борисоглебского истребительной школы стали асами, сбившими в воздушных боях по 15 – 20 и более самолётов. Среди них Герои Советского Союза: А.А. Балалуев, М.Ф. Батаров, А.И. Балясников, А.Н. Белкин, А.Д. Билюкин, А.П. Бритиков, С.Г. Глинкин, Н.И. Горбунов, А.А. Дьячков, А.А. Егоров, И.И. Забегайло, Н.П. Иванов, К.И. Коршунов, А.С. Куманичкин, И.Н. Лагутенко, К.С. Мальцев, В.В. Марков, И.В. Маслов, А.Б. Мастерков, Н.Д. Миоков, В.Ф. Мудрецов, П.П. Пересумкин, М.И. Сачков, Л.Н. Слизень, К.Ф. Соболев, П.А. Сомов, М.С. Твеленев, М.Д. Цыкин, А.М. Числов, Ф.М. Чубуков, П.Г. Якубовский.

Так, в качестве примера, хотелось бы более подробно рассмотреть жизнь и деятельность нашего земляка, уроженца Борисоглебска, выпускника 2 ВШЛ КВФ Владимира Середина. Володя Середин начал свою трудовую жизнь не в авиации, хотя с детства вместе с другими мальчишками зачарованно смотрел в небо, не отрывая взгляда от самолёта. Мальчишки мечтали стать лётчиками. Мечтал и Володя Середин. Но родители – железнодорожники настояли на поступлении его в железнодорожное ФЗУ. После окончания ФЗУ Володя стал работать на вагоноремонтном заводе, но мечта стать лётчиком не оставляла его. И тогда заводской комитет комсомола направил его в аэроклуб. Учился Володя без отрыва от работы, но аэроклуб закончил отлично. В 1940 г. также отлично закончил и Борисоглебскую военную школу лётчиков.

Службу лейтенант В.Середин начал на пограничном аэродроме под Львовом. Там, в строевой части, под руководством опытных лётчиков Середин совершенствовал своё мастерство. Но началась война, и с первых же её дней В.Средин на фронте. На И–16 он вступил в бой с целой армадой фашистских самолётов. В смелой атаке сбил первый «юнкерс». Но самого его тоже сбили и тяжело ранили.

После госпиталя Середин снова прибыл на фронт и летал на ЯК–3. Опыт и мастерство его с каждым вылетом, с каждым боем росли. Увеличивалось и число сбитых им вражеских самолётов. Однажды во время сопровождения штурмовиков Середин, чтобы отвлечь появившиеся ФВ–190, атаковал их. Один из них ему удалось сбить и благополучно выйти из боя.

В августе 1944 г. за героические подвиги В.Середин был удостоен звания Героя Советского Союза. 6 апреля 1945 г. Середин повёл на боевое задание шестёрку «яков». Им встретилась группа из 18 «юнкерсов». Середин скомандовал своим ведомым: «Атакуем!». Шестерка «яков» с ходу врезалась в строй врага. Два Ю–88 загорелись. «Яки» повторили атаку, но подоспели Ме–109. Завязался воздушный бой. Увёртываясь от огня, Середин атаковал «мессеров». Поймав в прицел самолёт врага, нажал на гашетку, однако оружие молчало: кончились боеприпасы. Середин решил не выходить из боя. Он продолжал атаки, отвлекая на себя противника. Потом пошёл на таран и врезался в Ме–109. «Мессер» был сбит. Но от сильного удара Середин потерял сознание. Самолёт стал неуправляемым и разбился. Так погиб герой. В Борисоглебске – на родине, его именем названа одна из улиц. На стене бывшего фабрично-заводского училища установлена мемориальная доска. В школе, где учился Володя, организован музей. Там как дорогие реликвии хранятся фотографии, документы и вещи Середина, а над ними слова: «Герои не умирают».

Таким образом, выпускники 2 военной школы летчиков героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, внося свой вклад в дело победы над немецким врагом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Их позвало небо. – М.: Воениздат, 1984.

2 ЦАМО, ор. 220, оп. 245, д.4 л. 139; Авиация и космонавтика, 1975, л 3, с 20.

3 ЦАМО, ор 33, оп. 793 756, д 17, х.191.